Подготовка к Таинству Венчания
Жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, в Таинстве Венчания (церковного брака) получают благодать Божию, освящающую их брачный союз в образе Христа с Церковью, для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Через эту благодать «брак становится честен и ложе супружеское непорочно» (Евр. 13, 4). К Таинству Венчания допускаются только крещеные люди, православного вероисповедания, не отпавшие от церковного общения и состоящие в зарегистрированном браке. Отпадение от Церкви происходит не только вследствие совершения тяжких (смертных) грехов, но и в тех случаях, когда люди достаточно долго не приступали к Таинствам Святаго Причащения и Покаяния. Не причащались — фактически не желали иметь части с Богом. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). |
Как готовиться к венчанию? Каждый православный христианин должен стремиться знать основы Православного вероисповедания. Необходимо твердо знать, во что мы веруем и на Кого уповаем. Поэтому постарайтесь выучить и понять молитву «Отче наш», хорошо разобрать толкование на Символ Веры, прочитать хотя бы одно Евангелие от Марка, а, в дальнейшем, оставшиеся три Евангелия и Деяния Апостолов. Если возникают вопросы, непонимание Священных текстов, сомнения, то их можно разрешить на духовных беседах со священником. Духовные беседы проводятся почти каждую неделю, кроме летних месяцев. Приступая к Таинству Исповеди, постарайтесь соблюдать хотя бы один день поста в день исповеди. Исключите пищу животного происхождения, воздержитесь от развлечений, в молитве обратитесь к Господу Богу, испрашивая покаяния. Просите разума, умения и сил жить по-христиански. В дни перед исповедью постарайтесь ежедневно читать МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ и МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ, которые вы найдете в молитвослове. Если это покажется сложным, то из них выберете себе молитвы и составьте свое правило, которое будет занимать хотя бы 3-5 минут. Накануне или в день исповеди помолитесь, прочитав КАНОН ПОКАЯННЫЙ КО ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ. Составить исповедь Вам поможет книга «Опыт построения исповеди». Перед Таинством Венчания священник проведет еще одну духовную беседу, состоится исповедь. В случае неготовности или канонических препятствий в совершении Таинства Венчания может быть отказано. |
Как происходит обручение? Венчанию предшествует обручение. Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак. Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению. То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре. |
Как совершается венчание? Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы. Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак. “Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”, — спрашивает священник, и жених отвечает: “Имею, честный отче”. — “Не связан ли ты обещанием другой невесте?” — “Нет, не связан”. |
Возложение венцов и слова священника: “Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу. |